«    Июль 2018    »    
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области» за ІІ полугодие 2017 года

 

 «09» января 2018 года                                                                 г. Кокшетау

 

         В соответствии с п.5 ст. 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и п.4 главы 2 Типовых Правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденного приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12.

В целях проведения анализа коррупционных рисков и на основании приказа руководителя ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области» (далее - Управление) № 1-п от 03 января 2017 года создана рабочая группа и проведен внутренний анализ коррупционных рисков.

Рабочей группой внутреннего анализа коррупционных рисков изучены Конституция РК, Трудовой кодекс РК, Кодекс об административных правонарушениях РК, Предпринимательский кодекс РК,  Закон Республики Казахстан «О государственной службе РК», Закон РК «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О правовых актах», «Об обязательном страховании работников от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», Этический кодекс государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих), иные нормативные правовые акты РК, постановления акимата и решения акима области, положение Управления, приказы руководителя Управления, должностные инструкции, письмо с РГУ «Департамент национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по Акмолинской области» за исх. №1-7-9/289 от 05.10.2017г. по проведению служебного расследования в отношении Оразбекова Е.Б. 

- по отделу контроля безопасности и охраны:

 Согласно п.1 ст.147 «Предпринимательского кодекса РК», при проведении внеплановой проверки, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 7), 9) и 10) пункта 3, пунктами 6 и 7 статьи 144 настоящего Кодекса, орган контроля и надзора обязан известить проверяемый субъект о назначении проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до начала самой проверки, с указанием предмета проведения проверки. Имеется наличие прямого контакта с субъектом контроля.

Проверочные листы с указанием пунктов требований, подлежащих проверке предъявляются при прибытии на место проверки. По итогам проведенного анализа, случаев неполного заполнения проверочных листов, неправомерного прекращения контроля не установлено.

В ходе изучения положения ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области»  проанализированы 10 функций отдела  контроля безопасности и охраны труда:

1)     Осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, требований по безопасности и охране труда;

2)     Проведение анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, профессиональных отравлений и выработка предложений по их профилактике;

3)     Расследование несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4)     Проведение проверки знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда у работодателей;

5)     Участие в составе приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения;

6)     Взаимодействие с полномочными представителями работников и работодателей по вопросам совершенствования нормативов безопасности и охраны труда;

7)     Рассмотрение обращений работников, работодателей и их представителей по вопросам безопасности и охраны труда;

8)     Осуществление мониторинга аттестации производственных объектов по условиям труда;

9)     Предоставление в уполномоченный орган по труду периодических отчетов, а также результатов мониторинга состояния безопасности и охраны труда на базе информационной системы по охране труда и безопасности;

10)Разработка и утверждение планов проверок в соответствии с Законом РК «О государственном контроле и надзоре».

 

Во втором полугодии 2017 года государственными инспекторами труда отдела контроля безопасности и охраны труда осуществлено 76 проверок предприятий и организаций г. Кокшетау и Акмолинской области, при этом выявлено 71 нарушение, в том числе по  трудовому законодательству - 52, по безопасности и охране труда - 12, по занятости населения - 7. При этом работодателям выдано 48 предписаний на устранение нарушений, в том числе по трудовому законодательству - 36, по безопасности и охране труда - 5 и по занятости населения - 7.

За допущенные нарушения норм  трудового законодательства РК, к административным мерам взыскания привлечено 23 должностных и юридических лиц.

За отчетный период 2017 года в отдел контроля безопасности и охраны труда поступило 256 обращений от физических и юридических лиц по вопросам соблюдения норм трудового законодательства работодателями области. Рассмотрено специалистами отдела 244 обращения. На исполнении находятся 12 обращений. Указанные в обращениях вопросы рассмотрены в полном объеме.

Анализ обращений граждан за исследуемый период показывает, что обращения, относящихся к коррупционной тематике отсутствуют. В основном обращения физических и юридических лиц касаются вопросов соблюдения норм трудового законодательства.

Во 2 полугодии 2017 года опубликовано 5 статей в СМИ (Оразбеков Е.Б.), а также проведено  7 лекций по разъяснению норм Трудового Кодекса Республики Казахстан в учебных центрах и на предприятиях области (Сенченко О.Н. - 5, Абдрахманов А.У. - 2).

Проведен мониторинг средств массовой информации на предмет выявления негативных материалов в отношении государственных служащих управления. За исследуемый период негативных материалов не выявлено.

Специалистами отдела во втором полугодие 2017 года проведено 30 специальных расследований несчастных случаев на производстве.

В целях недопущения коррупционных рисков рекомендовано на постоянной основе вести работу по пропаганде профилактики коррупционных правонарушений.

- по отделу контроля трудовых отношений:

В отделе контроля трудовых отношений работает 9 главных специалистов и руководитель отдела - государственные инспектора труда.

В течение второго полугодия 2017 года в отдел поступило 556 обращений, писем, заявлений и жалоб от граждан и юридических лиц, в том числе из них 68 - поступило через Генеральную прокуратуру (2), прокуратуру Акмолинской области (9), транспортную прокуратуру (2), прокуратуру г. Кокшетау, г. Степногорска  и районные прокуратуры (53), представления на устранение нарушений законности и норм трудового законодательства (2).

Через Комитет контроля труда, миграции и социальной защиты МТСЗН РК  в отдел на рассмотрение поступило 26 обращений, заявлений; Акмолинский филиал Партии «Нүр Отан» - 7;  через Акимат Акмолинской области и районные акиматы поступило - 52 обращения, через Агентство государственной службы  и противодействия коррупции - 10 обращений.

Все обращения, заявления, письма были рассмотрены своевременно, в установленные законодательством РК сроки.

Анализ обращений, заявлений, жалоб  показал, что они касались вопросов не соблюдения норм трудового законодательства Республики Казахстан, в части невыплаты либо несвоевременной выплаты заработной платы, компенсационных выплат работникам, в том числе и уволенным, незаконного расторжения трудовых договоров и так далее.

Во втором полугодии 2017 года государственными инспекторами труда отдела осуществлено 122 проверки предприятий и организаций г. Кокшетау и Акмолинской области, при этом выявлено 175 нарушений, в том числе по  трудовому законодательству 137, по безопасности и охране труда - 29, по занятости населения - 9. При этом работодателям выдано 93 предписания на устранение нарушений, в том числе по трудовому законодательству - 69, по безопасности и охране труда - 16 и по занятости населения - 8.

За допущенные нарушения норм  трудового законодательства РК, к административным мерам взыскания привлечено 42 должностных и юридических лиц.

Также госинспекторами отдела в течении второго полугодия 2017 года проведено 4 выступления в средствах массовой информации, а также проведено  55 лекций, в том числе на семинара, по разъяснению норм Трудового Кодекса Республики Казахстан.

 Разработана 1 методическая рекомендация.

По инициативе госинспекторов труда в 27 предприятиях области внедрены  международные стандарты ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда, системы управления охраны труда», в том числе во второй половине года стандарты введены на 6 предприятиях.

А так же проведен мониторинг и регистрация 169 коллективных договоров предоставленных в Управление предприятиями и организациями г. Кокшетау и области.

В целях недопущения коррупционных рисков рекомендовано на постоянной основе вести работу по пропаганде профилактики коррупционных правонарушений.

по работе главного специалиста - юрисконсульта:

Во исполнение Плана мероприятий в рамках реализации «Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы»  Управление на постоянной основе размещает на интернет-ресурсе государственного органа информацию о своей деятельности по противодействию коррупции, а также и другие общественные мероприятия проводимые в Управлении.

Главный специалист - юрисконсульт в своей работе непосредственно подотчетен и получает устные и письменные распоряжения в рабочем порядке от руководителя управления, заместителей руководителя.

Согласно должностной инструкции оказывает юридическую помощь в соблюдения законности в применении действующих нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов Республики Казахстан специалистами управлении при подготовке и в процессе организации дел в судопроизводстве Республики Казахстан.

Главный специалист - юрисконсульт принимает участие в судах на основании доверенности, выданной руководителем государственного органа.

В период участия в судах первой, второй инстанции главным специалистом - юрисконсультом направляются отзывы (возражения) на исковые заявления, заявления, апелляционные жалобы об оспаривании актов государственных инспекторов труда.

Всего во втором полугодии 2017 года главным специалистом - юрисконсультом принято участие в 30 судебных заседаниях.

  Кроме того,  главным специалистом - юрисконсультом принято участие в судах по искам заместителя руководителя Баймусынова Д.С. и главного специалиста - государственного инспектора труда Сураганова А.Б. к ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области» об отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий.

  Также, главным специалистом - юрисконсультом ведется база WEB-АП регистрация и учет административных правонарушений в режиме онлайн - реального времени.

Всего, за 2 полугодие главным специалистам - государственным инспекторам труда выдано 80 номеров для протоколов об административных правонарушениях.

Направлен акт сверки за 2017 год по административным штрафам в органы правовой статистики.

Касательно, письма с РГУ «Департамент национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по Акмолинской области» за исх. №1-7-9/289 от 05.10.2017г. по проведению служебного расследования в отношении Оразбекова Е.Б.

26 сентября 2017 года главным специалистом - юрисконсультом Мукушевой А.К. был выявлен факт неправомерного вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности АО «Горно-металлургический Концерн» Казахалтын» по административным штрафам №37 от 29 марта 2017 года и по № 60,61,62 от 23 мая 2017 года.

В ходе служебного расследования установлено, что главный специалист - государственный инспектор труда Оразбеков Е.Б. по проведенным проверкам в АО «Горно-металлургический Концерн» Казахалтын», направлял главному специалисту - юрисконсульту Мукушевой А.К. электронные карточки 1-АВ, 1-АП для внесения сведений по данным административным штрафам в базу WEB-АП (учет административных правонарушений) по административным штрафам:

1) № 37 от 28.03.2017г. по ст.93 ч.5 КоАП РК, АО «Горно-металлургический Концерн» Казахалтын» является крупным субъектом предпринимательства и  по данной нормы статьи предусмотрена санкция 120 МРП (272 280 тг.);

2) № 60 от 22.05.2017г. по ст.94 ч.2 КоАП РК - 100 МРП (226 900 тг);

3) № 61 от 22.05.2017г. по ст.97 ч.3 КоАП РК  - 400 МРП (907600 тг.);

4) № 62 от 22.05.2017г. по ст.87 ч.1 КоАП РК - 150 МРП (340350 тг.).

В соответствии с ч.1,2 ст.806 КоАП РК,  протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения; при выявлении административного правонарушения в ходе проверки, проводимой в порядке, установленном Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после завершения соответствующей проверки. А уже после составления и подписания правонарушителем протокола об административном правонарушении должностное лицо составляет карточку 1-АВ.

Аналогично и с постановлением об административном правонарушении, сначала должностное лицо в данном случае Оразбеков Е.Б. рассматривает административное дело, разъясняет права правонарушителю, затем выносит постановление, ознакамливает правонарушителя с постановлением об административном взыскании, а уже потом выносит карточку 1-АП для введения сведений в базу WEB-АП.  

Электронные карточки были высланы главному специалисту-юрисконсульту Мукушевой А.К. по административному штрафу № 37 - 29 марта 2017 года и по административным штрафам № 60,61,62 - 23 мая 2017 года, они были забиты в базу своевременно.

В данных карточках 1-АВ, 1-АП по административным штрафам                             № 37,60,61,62 были правильно применены санкции по статьям к административному правонарушителю.

08.08.2017г., 17.08.2017г., 25.08.2017г. главным специалистом - юрисконсультом Мукушевой А.К. были направлены  письма по электронной почте ГИТ Оразбекову Е.Б. на электронный адрес trud-step@mail.ru. В данных письмах указано о необходимости направить административные дела для принудительного исполнения в Палату частных судебных исполнителей по Акмолинской области.

Однако, ГИТ Оразбеков Е.Б. по неизвестным причинам данные административные дела не направил на принудительное исполнение, об истечении срока добровольного погашения являясь должностным лицом осведомлен.

Изучив материалы служебного расследования, комиссия пришла к выводу, что в действиях государственного инспектора труда Оразбекова Е.Б. установлены нарушения, выразившиеся в небрежном отношении к своим должностным обязанностям, незнание либо нежелание знать Кодекс об административных правонарушениях РК.

ГИТ Оразбеков Е.Б. являясь должностным лицом, рассматривающий самостоятельно административные дела по административным штрафам №37 от 28 марта 2017 года, по №60,61,62 от 22 мая 2017 года в отношении АО ГМК «Казахалтын» грубо нарушил Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан, применив непредусмотренные санкции по Кодексу.  

Материалы служебного расследования направлены на рассмотрение дисциплинарной комиссии, для принятия решения.

По результатам служебного расследования главный специалист - государственный инспектор труда Оразбеков Е.Б. был уволен в соответствии с пп.8) п. 1 ст. 61 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» Республики Казахстан.

24 июля 2017 года для главных специалистов - государственных инспекторов труда управления проведен правовой всеобуч с приглашением судьи Специализированного административного суда города Кокшетау Шаукеновой А.Б. на тему «Выявленные нарушения при оформлении административных дел», офицера по особо важным делам Национального бюро по противодействию коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Акмолинской области Тержанова А.Б. на тему «Борьба с коррупцией, недопущение факторов, влияющих наступлению коррупции», также выступила главный специалист-юрисконсульт управления на тему «Судебная практика, оформление материалов специального расследования, административных дел».

17 ноября 2017 года главный специалист - юрисконсульт приняла участие в семинаре-совещании, проводимом Общественным фондом «Зеленое будущее» где выступила с докладом на тему: «Результаты анализа коррупционных рисков в контрольно-надзорной сфере».

по работе отдела информационно-аналитического обеспечения ГИТ:

В Управление поступают обращения, письма, заявления и жалобы от граждан и юридических лиц, в том числе и через прокуратуру Акмолинской области, прокуратуру города Кокшетау и районные прокуратуры, требования о проведении проверок предприятий государственными инспекторами труда, представлений на устранение нарушений законности и норм трудового законодательства, поступают также обращения через Акимат Акмолинской области. Все обращения, заявления, письма рассматривались своевременно в установленные законодательством РК сроки.

В Управлении ведется прием граждан, по которым составляется карточка учета приема граждан. Также, на ежемесячной основе проводится прием граждан в Акмолинском областном филиале Партии «Нұр Отан» по вопросам трудового законодательства.

Все обращения поступившие в Управление рассмотрены в полном объеме, просроченных обращений не имеется.

В целях профилактики и недопущения социально-трудовых конфликтов, а также производственного травматизма в регионе, проводится работа в предприятиях и организациях области по разъяснению норм трудового законодательства, в том числе по вопросам безопасности и охраны труда.

На постоянной основе государственные инспектора труда проводят разъяснительную работу, семинары и занятия с работодателями и должностными лицами предприятий и организаций области, где охват слушателей составляет более 1 000 человек, проводят также диалоговые площадки по обсуждению актуальных вопросов в сфере трудового законодательства с охватом 570 человек.

10 ноября 2017 года Управлением был проведен Областной Форум на тему: «Легализация трудовых отношений. Достойная заработная плата» с участием заместителя акима Акмолинской области                                        Бектенова Олжаса Абаевича. На данном Форуме выступили: руководитель Управления Мустафин Б.Л., руководитель департамента государственных доходов по Акмолинской области Ошакпаев Т.Т., председатель Территориального объединения профсоюзов «Профсоюзного Центра Акмолинской области» Бекишев К.Р. с повесткой дня:

1. Легализация трудовых отношений. Достойная заработная плата.

2. Несвоевременное отчисление обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, не перечисление налогов предприятиями и организациями области, а также по увеличению фонда оплаты труда в соответствии с Планом мероприятий по увеличению поступлений государственных доходов на 2017-2020 годы. 

3. Неформальные трудовые отношения, это нарушения прав и интересов работников; обращение к работодателям.

4. Обязательное социальное страхование-надежная защита работающих граждан при наступлении страховых рисков. Уплата социальных отчислений-обязанность каждого работодателя, в том числе самостоятельно-занятого лица.

Еженедельно в акимат Акмолинской области направляются отчеты по задолженности по заработной плате.

по работе службы управления персоналом (кадровая служба):

Согласно структуре утвержден перечень должностей Управления: 

- руководитель управления - главный государственный инспектор труда Акмолинской области (1 единица);

- заместитель руководителя управления по вопросам контроля безопасности и охраны труда - государственный инспектор труда (1 единица);

- заместитель руководителя управления по социальным вопросам - государственный инспектор труда (1 единица);

- главный специалист службы управления персоналом (кадровой службы) 1 единица;

- главный специалист - юрисконсульт (1 единица);

 отдел финансов

- руководитель отдела- главный бухгалтер (1 единица);

- главный специалист (1 единица);

- отдел контроля трудовых отношений

- руководитель отдела - государственный инспектор труда (1 единица);

- главный специалист - государственный инспектор труда  отдел контроля трудовых отношений (9 единиц);

- отдел контроля безопасности и охраны труда

- руководитель отдела - государственный инспектор труда (1 единица);

- главный специалист - государственный инспектор труда (9 единиц);

- отдел информационно-аналитического обеспечения государственной инспекции труда:

- руководитель отдела - государственный инспектор труда (1 единица);

- главный специалист - государственный инспектор труда (3 единиц).

Всего должностных единиц  по штату - 31. На конец 2017 года в управлении было - 4 вакансии (3 - постоянных, 1 - временная).

Государственные служащие Управления, уволенные и назначенные на должность в другом государственном органе по результатам конкурса - 1 (Капезов Е.Д.).

Уволенные по собственному желанию - 3 (Алиев С.К., Сулейменов Б.О., Кенжебек Н.К.).

Всего, во втором полугодии были привлечены к дисциплинарной ответственности 3 государственных служащих (Алиев С.К. - «замечание», Казбеков Б.Б. - «замечание», Оразбеков Е.Б. - 2 раза привлекался «замечание» и «увольнение с занимаемой должности»).

На основании вышеизложенного в Управлении выявлены коррупционные риски, выразившиеся в незнании, либо нежелании знать Кодекс об административных правонарушениях РК.

Выводы и рекомендации: В целях устранения и недопущения коррупционных рисков в дальнейшем рекомендовано:

1) на постоянной основе вести работу по пропаганде профилактики коррупционных правонарушений;

2) провести правовой всеобуч с участием сотрудников Управления по изучению Законов РК «О противодействии коррупции», «Этического Кодекса государственных служащих РК», Кодекса об административных правонарушениях и Трудового Кодекса РК;

3) разработать инструкцию (правила) о порядке централизованной сдачи и направления в архив административных материалов, а также по вопросу ежемесячной (ежеквартальной) проверки их обоснованного составления в соответствии с действующим законодательством, ознакомить с инструкцией всех ГИТ;

4) главному специалисту - юрисконсульту оказывать юридическую и практическую помощь в оформлении административных дел.

Рабочая группа

Бейсембаев Ж.К.___________________

Сенченко Г.Н.______________________

Шаймергенов А.Е.__________________

Сулейменова Д.К.___________________

Мукушева А.К.______________________

 


ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 020000, Акмолинская область, город Кокшетау, ул. Абая 89, 4 этаж
ТЕЛЕФОН/ФАКС: 8 (7162) 24-04-45
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: